Что такое лидерство?
Лидерство — естественное состояние живых существ. Чем выше интеллект млекопитающих и приматов, тем выше опыт вожака, сложнее методы управления. Если у стаи птиц, стада скота попроще, то у волков, львов, обезьян, слонов лидеры разумнее.
В учебниках написано, что лидерство — это способность вдохновлять, вести людей за собой. А лидер — человек с железным характером, особенно при принятии решений в сложных ситуациях.
Лидер — это человек с характером, который обладает прекрасными организаторскими, коммуникативными навыками, способен четко ставить цели, мотивировать и поддерживать команду.
Лидерство — это умение руководителя эффективно управлять коллективом, добиваться поставленных целей, успеха.
В компаниях бывают формальные лидеры, назначенные на позицию руководителей отделов, департаментов. И неформальные лидеры, чье влияние основано на уважении, доверии коллег.
Лидер в организации должен иметь навыки управления, делегирования, мотивации, установления приоритетов, уметь выбирать правильные стратегии для достижения успеха команды, организации.

Теории лидерства
В чем заключается роль руководителя-лидера? Основные качества лидера в менеджменте:
- Установление целей
Лидер обладает ясным видением будущего, умеет сформулировать конкретные ориентиры, к которым должна стремиться команда. Он должен предложить вдохновляющую перспективу, чтобы мотивировать сотрудников.
- Координация, делегирование
Мудрый лидер умеет эффективно распределять задачи, ресурсы в рамках команды, чтобы достичь оптимальных результатов. Он безошибочно знает, когда и кому можно делегировать, доверяя людям, развивая их потенциал. Лидер — хороший координатор, контролирует выполнение задач.
- Влияние
Лидеры способны влиять на мысли, поведение, действия других людей, убеждать их в своей точке зрения, мотивировать к достижению общих целей.
- Руководство
Лидеры знают, кого брать в команду. Никогда не угрожают увольнением, поскольку лидер много времени, энергии, ресурсов потратил на подготовку каждого бойца.
Настоящие лидеры:
- безошибочно определяют правильное направление, цели группы, организации;
- разрабатывают стратегии, планы;
- организуют ресурсы;
- координируют деятельность команды.
- Вдохновение
Лидеры внушают другим веру в свои способности, великие идеи, поддерживают в трудные времена, вдохновляют на лучшие результаты, саморазвитие.
- Развитие команды
Лидер помогает подчиненным в развитии лидерских качеств, профессиональных навыков, знаний. Это может включать обучение, тренинги, предоставление возможностей для карьерного роста.
- Коммуникация
Лидеры умеют:
- эффективно общаться с другими;
- выслушивать их мнения, идеи;
- передавать информацию, инструкции;
- урегулировать конфликты, достигать консенсуса.
- Принятие рисков
Лидеры способны принимать сложные решения, нести ответственность за возможные последствия. Они готовы действовать в условиях неопределенности, не боятся испытывать новые идеи, подходы.
- Управление изменениями
Лидеры быстро адаптируются к меняющимся условиям, делают все, чтобы эффективно управлять изменениями в рабочих процессах, организационной культуре. Они очень гибкие, открытые к новым идеям, инновациям.
- Самокритичность
Критика для лидера — полезная обратная связь. Лидеры самокритичны, способны учиться на своих ошибках, проявляют гибкость в подходах, готовы менять стратегии, если того требует ситуация.
- Авторитетность
Лидеров не боятся, их уважают. Но сотрудники боятся не выполнить поставленные задачи, подвести любимого руководителя. Лидер обладает авторитетом, «бойцы» принимают его решения, следуют заданным направлениям. Лидер — пример для подражания.
- Доверие
Лидеры создают доверительные отношения, чтобы каждый член команды чувствовал себя комфортно, свободно выражал идеи, мнения.
Одно из главных различий руководителя и лидера — способность лидера влиять на окружающих, обеспечивать их заинтересованность, а не только выдавать приказы и контролировать процессы. Лидер способен вдохновить, направить сотрудников к успеху, установить доверие, крепкие отношения с членами команды.
Отличие лидерства от менеджмента
Лидерство и менеджмент — две различные концепции, хотя и связанные между собой. Лидерство — способность вести, вдохновлять, мотивировать сотрудников к достижению определенных показателей.
Лидеры обладают навыками коммуникации, умением создавать видение, ориентировать группу на победу. Лидер фокусируется на развитии отношений, построении доверия, вдохновении и мотивации сотрудников.
Менеджмент относится к организационным и административным обязанностям, связанным с планированием, организацией, контролем ресурсов и процессов, необходимых для достижения поставленных целей.
Топ-менеджеры обладают навыками управления людьми, ресурсами, временем, умением анализировать информацию, принимать решения и обеспечивать эффективность работы организации.
Различие между лидерством и менеджментом заключается в том, что лидер фокусируется на людях и развитии отношений, в то время как управленец концентрируется на организационной стороне работы, выполнении установленного плана.
Хороший лидер должен иметь навыки управления, а первоклассный управленец может иногда вести себя как лидер.
Идеальным управленцем считается тот, кто сочетает в себе лидерские и менеджерские качества.
Типы и стили лидерства
Существует несколько видов, типов, стилей лидерства. Вот некоторые из них:
- Трансформационное лидерство
Основано на способности лидера вдохновлять, мотивировать своих последователей. Трансформационные лидеры предъявляют к себе высокие требования, поощряют инновации, развивают у последователей навыки самодисциплины, самоуправления.
- Транзакционное лидерство
Основано на обмене ресурсами, вознаграждении за достижение целей. Транзакционные лидеры предлагают награды или наказания в зависимости от выполнения задач, результатов.
- Автократическое лидерство
Характеризуется сильным контролем и руководством со стороны лидера. Автократические лидеры принимают решения самостоятельно, ожидают полного подчинения от коллектива.
- Демократическое лидерство
Предполагает участие подчиненных в процессе принятия решений, учет их мнений. Демократические лидеры создают атмосферу сотрудничества.
- Ситуационное лидерство
Теория лидерства утверждает, что эффективность стиля руководства зависит от конкретной ситуации. Лидер должен уметь адаптироваться, изменять собственные методы в зависимости от требований ситуации, потребностей персонала.
- Харизматическое лидерство
Основано на личной привлекательности, харизме лидера. Харизматические лидеры способны внушить доверие, поднять мотивацию, вдохновить своих последователей.
- Эмоциональное лидерство
Способность лидера влиять на эмоциональное состояние, настроение своей команды, группы. Лидер, обладающий этим качеством, способен вдохновлять, поднимать дух, управлять эмоциями сотрудников и создавая позитивную атмосферу повышать эффективность работы команды.
Люди с развитыми качествами лидера в первую очередь умеют управлять собственными эмоциями. От них не услышите нецензурных слов, они никогда не решают вопросы на эмоциях.
Это только некоторые из множества видов, типов и стилей лидерства. Не бывает эффективного или плохого подхода. Важно учитывать ситуацию. Пример: во время кризиса демократическое лидерство менее эффективно.
Как руководителю стать эффективным лидером?
В бизнесе, политике, жизни люди всегда идут за лидером. Это психология лидерства. А формирование и развитие лидерских качеств происходит постоянно, всю жизнь.
Чтобы проявлять достоинства лидера, топ-менеджерам рекомендуется регулярно выполнять семь важных действий:
-
Корректно делегируйте задачи
Ключ к успеху в том, чтобы научиться правильно делегировать как ответственность за выполнение заданий, так и полномочия, необходимые для достижения цели.
Некоторые топ-менеджеры считают, что надо контролировать каждую мелочь в работе персонала. Это неправильное распределение приоритетов.
Задача лидера — нанять профессионалов, чтобы они выполняли определенную работу. Регулярно развивайте навыки персонала, чтобы он развивал компанию.
-
Ставьте четкие цели
Каждому сотруднику нужны цели, к которым он захочет стремиться. Лидеры мотивируют, дают сотрудникам направление. Стремясь к собственным целям, персонал работает для достижения общих целей организации.
Устанавливайте конкретные, измеримые цели вместе с членами команды. Затем регулярно отслеживайте прогресс, показатели.
-
Предоставьте необходимую информацию
Из-за нехватки времени управленцам сложно постоянно держать коллег в курсе последних организационных новостей. Независимо от этого, приложите все усилия, чтобы работники получали информацию, необходимую для оперативного, эффективного выполнения работы.
Позитивные новости мотивируют к новым подвигам. Негативные новости используйте как новый барьер, который стоит преодолеть вместе.
-
Найдите время для беседы
Когда сотрудник хочет поговорить с вами — неважно, по какой причине, старайтесь выделить время для беседы тет-а-тет. Отложите работу, гаджеты, сфокусируйтесь на человеке, который подошел к вам.
Никогда не отказывайтесь от личного разговора с подчиненным. Возможно, есть проблемы в личной жизни, коммуникациях с коллегами, при выполнении поставленных задач. Ведите себя как старший друг, работайте как коуч.
-
Признавайте успехи
Когда коллеги выполняют работу с полной отдачей, они хотят признания от непосредственного начальника. К сожалению, немногие управленцы способны отметить успехи, вознаградить «бойцов» за хорошо выполненную работу.
Рекомендую хвалить или ругать только тет-а-тет. Это золотое правило для лидера. Представьте, в семье одного ребенка хвалите, а другие скажут: «А мы чем хуже?»
-
Проявите лидерские качества
Независимо от того, насколько сложна проблема, всегда существует решение. Проблема в том, что, стремясь быстро исправить ситуацию, перейти к следующей проблеме, топ-менеджеры часто упускают из виду долгосрочное решение, разработка которого может занять больше времени.
В следующий раз, когда возникнет проблема, которую нужно решить оперативно, вместо устранения симптомов разберитесь с причиной.
-
Создайте команду бойцов
Лидер без команды — не это вовсе лидер. При формировании команды от слаженности, профессионализма участников зависят лидерские качества руководителя.
Правила создания команды:
- Количество до 11 игроков. Больше — уже коллектив.
- Специалисты, менеджеры и участники взаимозаменяемы.
- Опыт, возраст, работоспособность, психологические характеры участников — схожие.
- Очень важно — в команде нет интриганов.
Лидерство — это опыт, воспитание, отношение к людям, интеллект. Лидерами не становятся, над формированием лидерских качеств работают. Рекомендуем авторский тренинг по лидерству.








