Бизнес экосистема бренда

Бизнес экосистема бренда

Бизнес экосистема бренда

  • Что такое бизнес экосистема?
  • Как появился термин экосистема бизнеса?
  • Как создать экосистему бренда?

Британского ботаника Артура Тэнсли (1871 – 1955) считают одним из первых экологов в мире. В 1935 году ученый в своей статье «Правильное и неправильное использование ботанических терминов» ввел новый термин «экосистема». По мнению ученого, природная экосистема создана так, что все участники экосистемы сотрудничают и конкурируют. Воздух, вода, земля, растения и животный мир взаимодействуют друг с другом и совместно развиваются, а также вместе адаптируются к внешним сбоям.

Если естественная экосистема даст сбой, это может привести к катастрофе. Пример этому – Аральское море.

Также, в экосистеме должны присутствовать все участники. Отсутствие одного участника может нарушить круговорот экосистемы. Например, отсутствие волков нарушило экосистему в Йеллоустонском парке и появление 14 волков восстановили экосистему парка.

Часто, само человечество нарушает биологическую экосистему. Например, в 1958 году китайский научно-исследовательский институт зоологии посчитал, что крысы, комары, мухи и воробьи за год съедают столько зерна, что его хватило бы прокормить 35 миллионов китайцев. В том же году Коммунистическая партия призвала своих граждан уничтожать этих вредителей. Оказалось, уничтожать воробьев проще, чем остальных вредителей. Просто им нельзя давать отдыхать и через 15 минут утомленные птицы сами падали замертво. Для этого крестьяне, школьники били барабаны, шумели, отпугивали, одним словом не давали воробьям приземлиться. За год истребили около 2-х миллиардов птиц.

Через год компартия отрапортовала о значимых достижениях в сельском хозяйстве. А еще через год расплодились гусеницы и саранча из-за отсутствия естественного регулятора – птиц. Начался голод в стране и ученые поняли свою ошибку. Оказалось, что от птиц больше пользы, чем вреда и решили восстановить экосистему. Тогда началась кампания массовой закупки в страну живых воробьёв из СССР и Канады.

И так, что такое бизнес экосистема?

В 1993 году бизнес-стратег Джеймс Мур в Harvard Business Review опубликовал статью «Хищники и жертвы: новая экология конкуренции». В этой статье автор описал, что биологическая экосистема применима и в бизнесе. Поскольку, компании не могут развиваться в одиночку и все больше и больше взаимосвязаны с сообществом организмов, адаптирующихся и эволюционирующих для выживания. Теперь компания может развиваться не как отдельная организация в своей отрасли, а как член бизнес-экосистемы и охватывать несколько взаимодополняющих отраслей.

Бизнес экосистема (business ecosystem) создает сеть организаций. В нее включены поставщики, производители, покупатели, дистрибьюторы, государственные органы и конкуренты. Они влияют друг на друга. Существуют в тесном сотрудничестве и конкурируя, развиваются. И, каждая организация должна быть гибкой и адаптируемой, чтобы выживать, как и в биологической экосистеме. То есть, как и в биологической экосистеме, любые изменения в ней оказывают влияние на систему. Допустим, отсутствие конкурентов (хищников) приведет к стагнации в развитии и повышению цен.

Основные характеристики бизнес-экосистемы:

  • Открытость
  • Динамичность
  • Конкуренция
  • Сотрудничество
  • Сосуществование
  • Симбиоз
  • Эволюция
  • Роль
  • Разнообразие
  • Самоорганизация
  • Гибкость

В 2008 году Муса Пинар и Пол Трапп из Университета Вальпараисо (Valparaiso University, США) предложили экосистему бренда (brand ecosystem).

Экосистема бренда – это взаимосвязанный набор продуктов и/или услуг, которые позволяют потребителям удовлетворять широкий спектр потребностей под одним брендом.

Экосистема бренда – это совокупность различных видов деятельности (сетей ценностей), связанных с созданием сильного бренда, включающего все этапы создания ценности – от первоначальной идеи дизайна до конечного потребителя (целевого рынка). В отличие от бизнес-экосистемы Джемса Мура, экосистема бренда предполагает создание конкретного бренда, который обещает предложить конкретное ценностное предложение и имидж, который нацелен на потребителей.

Согласно данной концепции, как и в биологической экосистеме, любые изменения в экосистеме бренда негативно будут влиять на все элементы сетей создания ценности. От этого пострадает имидж бренда и в глазах потребителя понизиться ценность бренда. В современном мире бренд уже воспринимается не только как раскрученное название, а как целая экосистема, которая предлагает ключевые ценности под одним брендом. Особенно такая стратегия востребована, когда потребители избалованы и требовательны.

Основные характеристики экосистемы бренда:

  • узнаваемость
  • качество
  • честная цена
  • технологичность
  • оперативность
  • удобство
  • гарантия

В мире немало примеров удачного создания экосистемы бренда. Так, в каждой компании модели экосистемы отличается. Например, Apple и Samsung под одним брендом предлагают различные товары и услуги. В России яркими примерами являются экосистемы брендов Сбербанк, Яндекс, Тинькофф, МТС, Мегафон, Билайн и другие. В этом направлении сильно выделяется Сбербанк.

бизнес экосистема бренда Сбербанк

Под брендом Сбербанк отдельно создана экосистема для розничных клиентов и для корпоративных клиентов «Сбербанк Бизнес Онлайн» для развития бизнеса. Экосистема «Сбербанк Бизнес Онлайн» включает в себя 24 нефинансовые услуги и все это осуществляется через интернет-банк благодаря IT-технологиям. Основная задача экосистемы бренда – удовлетворить потребности клиентов, при этом оставаться под одним брендом.

Бизнес-эксперт Мурат Тургунов.