Бизнес экосистема бренда

Экологическая система бизнеса

Британского ботаника Артура Тэнсли (1871 – 1955) считают одним из первых экологов в мире. В 1935 году ученый в своей статье «Правильное и неправильное использование ботанических терминов» ввел новый термин «экосистема». По мнению ученого, природная экосистема создана так, что все участники экосистемы сотрудничают и конкурируют.

Воздух, вода, земля, растения и животный мир взаимодействуют друг с другом и совместно развиваются, а также вместе адаптируются к внешним сбоям.

бизнес экосистема бренда развитие

Если естественная экосистема даст сбой, это может привести к катастрофе. Пример этому – Аральское море.

Также, в экосистеме должны присутствовать все участники. Отсутствие одного участника может нарушить круговорот экосистемы. Например, отсутствие волков нарушило экосистему в Йеллоустонском парке и появление 14 волков восстановили экосистему парка.

Часто, само человечество нарушает биологическую экосистему. Например, в 1958 году китайский научно-исследовательский институт зоологии посчитал, что крысы, комары, мухи и воробьи за год съедают столько зерна, что его хватило бы прокормить 35 миллионов китайцев. В том же году Коммунистическая партия призвала своих граждан уничтожать этих вредителей.

Оказалось, уничтожать воробьев проще, чем остальных вредителей. Просто им нельзя давать отдыхать и через 15 минут утомленные птицы сами падали замертво. Для этого крестьяне, школьники били барабаны, шумели, отпугивали, одним словом не давали воробьям приземлиться. За год истребили около 2-х миллиардов птиц.

Через год компартия отрапортовала о значимых достижениях в сельском хозяйстве. А еще через год расплодились гусеницы и саранча из-за отсутствия естественного регулятора – птиц. Начался голод в стране и ученые поняли свою ошибку. Оказалось, что от птиц больше пользы, чем вреда и решили восстановить экосистему. Тогда началась кампания массовой закупки в страну живых воробьёв из СССР и Канады.

И так, что такое бизнес экосистема?

В 1993 году бизнес-стратег Джеймс Мур в Harvard Business Review опубликовал статью «Хищники и жертвы: новая экология конкуренции». В этой статье автор описал, что биологическая экосистема применима и в бизнесе.

Поскольку, компании не могут развиваться в одиночку и все больше и больше взаимосвязаны с сообществом организмов, адаптирующихся и эволюционирующих для выживания. Теперь компания может развиваться не как отдельная организация в своей отрасли, а как член бизнес-экосистемы и охватывать несколько взаимодополняющих отраслей.

Бизнес экосистема (business ecosystem) создает сеть организаций. В нее включены поставщики, производители, покупатели, дистрибьюторы, государственные органы и конкуренты. Они влияют друг на друга. Существуют в тесном сотрудничестве и конкурируя, развиваются.

И, каждая организация должна быть гибкой и адаптируемой, чтобы выживать, как и в биологической экосистеме. То есть, как и в биологической экосистеме, любые изменения в ней оказывают влияние на систему. Допустим, отсутствие конкурентов (хищников) приведет к стагнации в развитии и повышению цен.

Основные характеристики бизнес экосистемы

  • Открытость
  • Динамичность
  • Конкуренция
  • Сотрудничество
  • Сосуществование
  • Симбиоз
  • Эволюция
  • Роль
  • Разнообразие
  • Самоорганизация
  • Гибкость

В 2008 году Муса Пинар и Пол Трапп из Университета Вальпараисо (Valparaiso University, США) предложили экосистему бренда (brand ecosystem).

Экосистема бренда – это взаимосвязанный набор продуктов и/или услуг, которые позволяют потребителям удовлетворять широкий спектр потребностей под одним брендом.

Экосистема бренда – это совокупность различных видов деятельности (сетей ценностей), связанных с созданием сильного бренда, включающего все этапы создания ценности – от первоначальной идеи дизайна до конечного потребителя (целевого рынка). В отличие от бизнес-экосистемы Джемса Мура, экосистема бренда предполагает создание конкретного бренда и предлагает конкретное ценностное предложение и имидж, который нацелен на потребителей.

Согласно данной концепции, как и в биологической экосистеме, любые изменения в экосистеме бренда негативно будут влиять на все элементы сетей создания ценности. От этого пострадает имидж бренда и в глазах потребителя понизиться ценность бренда.

В современном мире бренд уже воспринимается не только как раскрученное название, а как целая экосистема, которая предлагает ключевые ценности под одним брендом. Особенно такая стратегия востребована, когда потребители избалованы и требовательны.

Основные характеристики экосистемы бренда

  • узнаваемость
  • качество
  • честная цена
  • технологичность
  • оперативность
  • удобство
  • гарантия

В мире немало примеров удачного создания экосистемы бренда. Так, в каждой компании модели экосистемы отличается. Например, Apple и Samsung под одним брендом предлагают различные товары и услуги. В России яркими примерами являются экосистемы брендов Сбербанк, Яндекс, Тинькофф, МТС, Мегафон, Билайн и другие. В этом направлении сильно выделяется Сбербанк.

бизнес экосистема бренда Сбербанк

Под брендом Сбербанк отдельно создана экосистема для розничных клиентов и для корпоративных клиентов «Сбербанк Бизнес Онлайн» для развития бизнеса. Экосистема «Сбербанк Бизнес Онлайн» включает в себя 24 нефинансовые услуги и все это осуществляется через интернет-банк благодаря IT-технологиям.

Основная задача экосистемы бренда – удовлетворить потребности клиентов, при этом оставаться под одним брендом.

Оцените, пожалуйста, насколько публикация полезна была!

Можно еще прочитать полезные посты на странице Instagram

Оцените, пожалуйста, насколько публикация полезна была!

Можно еще прочитать полезные посты на странице Instagram