Конкурентная разведка в продажах

Что такое «конкурентная разведка» в продажах? Для чего нужна бизнес-разведка? Как собрать информацию о конкурентах?
автор статьи бизнес эксперт
Мурат Тургунов
бизнес-эксперт
конкурентная бизнес разведка продажи

Конкурентная разведка в бизнесе

В современном бизнесе существует такой термин, как «конкурентная разведка». Термин конкурентная разведка пришел к нам с Запада (англ. «Competitive intelligence», сокращенно – CI).

Суть этого процесса заключается в том, чтобы узнать слабые и сильные стороны прямых конкурентов, заниматься бенчмаркингом, то есть брать самое лучшее у конкурентов и внедрять в свои бизнес-процессы для развития компании.

Другие названия конкурентной разведки в бизнесе:

  • деловая разведка
  • стратегическая разведка
  • аналитическая разведка
  • маркетинговая разведка
  • бизнес-разведка

Конкурентная разведка в продажах – это не промышленный шпионаж.

В промышленном шпионаже применяются такие незаконные методы, как:

  • проникновение в компьютерные серверы;
  • прослушивание телефонов;
  • кража информационных носителей
  • шантаж, подкуп должностного лица и т. д.

А это уже незаконно. Менеджере по продажам должен собрать информацию о конкурентах из общедоступных источников.

Конкурентная разведка в продажах

Для чего нужна конкурентная бизнес-разведка в продажах?

Конкуренция (на латыни «conquer») означает «сталкиваться, соперничать». Конкурентная разведка – это маркетинговый инструмент, и делается она, если существует сильная конкуренция в одном сегменте. Поскольку во многих компаниях отдел маркетинга и отдел продаж не работают в одной команде, продавцам приходится самим заниматься такой работой.

Первое – чтобы менеджер по продажам мог ответить на возражения клиентов.

Второе – чтобы он мог делать УТП (Уникальное Торговое Предложение).

Как узнать, кто главные конкуренты:

  1. Вам подскажут коллеги, которые поработали в компании больше всех, а также ее руководители.
  2. Изучайте рейтинги компаний в вашем сегменте.
  3. Если дружите со своими поставщиками, они подскажут, кто сейчас активно работает на рынке и на каких условиях предлагает свои товары, услуги.
  4. Набор ключевых слов в популярных поисковиках даст мало результата. Поскольку чаще всего молодые компании продвигают сайты. А в крупных компаниях продавцов обучают выходить на прямой контакт с потенциальными клиентами.

Сбор информации о конкурентах

Как это сделать? Информацию о конкурентах можно собрать из разных источников:

  1. Беседа с общими клиентами и поставщиками.

Спросите у лояльных клиентов и поставщиков, что им нравится и/или не нравится у ваших конкурентов. И, конечно, старайтесь не выдавать информацию о себе, которую ваши общие клиенты и поставщики могут передать вашим конкурентам. Ведь раз они вам по дружбе подсказали важные сведения о конкурентах, скорее всего, и о вас расскажут им что-нибудь.

  1. Сайты конкурентов.

Тщательно изучите сайты конкурирующих компаний и их действия в интернете. Подпишитесь на их рассылку или просто нажмите «лайк» на странице в социальных сетях, и вы оперативно будете получать информацию о новинках конкурентов.

  1. Пробная покупка.

Здесь уместно попробовать метод тайного покупателя. Обычно эту технологию применяют с целью исследования собственного сервиса. Закажите пробный товар у конкурентов. В процессе понаблюдайте, как они работают с клиентами, реагируют на вопросы, как презентуют товар, и оцените их сервис и логистику.

  1. Сотрудники компании-конкурента.

Исследования портала hh.ru показывают, что 42% сотрудников тесно общаются с сотрудниками из конкурирующей компании. Когда будете встречаться с ними на общих мероприятиях — на специальных выставках, тематических конференциях старайтесь собрать максимальную информацию о них. Только не превращайте дружескую беседу в допрос. Все должно быть в меру.

  1. Изучайте СМИ.

Часто топ-менеджеры рассказывают о компании, о своих достижениях в специализированных журналах и газетах, выступают с интервью на телевидении, радио. Это выглядит, как информация от первого лица.

  1. Базы данных.

В каждой компании должна быть специальная отраслевая база данных об организациях.

Информацию о конкурентах невозможно собрать одним махом за короткий срок. У них постоянно что-то или кто-то меняется. Поэтому заведите карточку конкурента и время от времени полученную информацию добавляйте.

И очень важно: в погоне за прибылью не стоит выходить за рамки морально-этических норм.

К своим конкурентам необходимо относиться с уважением. И они оценят честную борьбу.

О конкурентной разведке подробно писал в книге «Партизанские продажи»

Оцените, насколько была полезна публикация и поделитесь с друзьями.

Оцените, насколько была полезна публикация и поделитесь с друзьями.

Телеграм канал

Авторский телеграм-канал Мурата Тургунова о продажах, менеджменте и жизни на позитиве.

Подписывайтесь, будет много полезного контента!

Telegram-канал
книги по продажам менеджменту