Стратегический SWOT-анализ

Что такое SWOT-анализ?

Термин SWOT образован первыми буквами английских слов Strengths (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Threats (угрозы).

Такой метод анализа:

  1. Выявляет внутренние слабые и сильные места, возможности предприятия, предполагаемые внешние угрозы.
  2. Устанавливает связи между этими факторами для развития предприятий.

Чтобы провести анализ, необходимо обладать нужными данными. Если правильно использовать данную методику, легко разработать стратегию развития организации.

Проведение SWOT-анализа помогает получить ответы на следующие вопросы:

  1. Включила ли организация в свою стратегию внутренние преимущества, отличающие ее от конкурентов?
  2. Не мешают ли слабые места в конкурентной борьбе, делая организацию уязвимой, не создают ли препятствий для использования благоприятных возможностей? Какие слабости необходимо корректировать по стратегическим соображениям?
  3. Какие благоприятные обстоятельства приведут к успеху при условии высокой квалификации сотрудников и наличия доступных ресурсов? Хорошие возможности могут быть упущены, если недостаточно продуманы способы их реализации; слабости и преимущества компании влияют на то, насколько успешно она способна воспользоваться обстоятельствами, по сравнению с конкурирующими фирмами.
  4. Какие угрозы наиболее опасны? Как стратегически действовать руководителю, чтобы защититься от них?

Когда говорим просто «свот анализ», подразумевается данная матрица или таблица.

Этапы SWOT-анализа на примере

Ответьте на семь вопросов: три из области S, два из области W и по одному из областей O и T. Цель – понять и исправлять составляющие критические ошибки в своем бизнесе.

S: 1. Если вы уйдете с рынка, о чем могут жалеть ваши реальные или потенциальные клиенты?

Отвечая на этот вопрос, вы фактически определите вашу уникальность, то, что маркетологи называют УТП (уникальное торговое предложение). Если вам трудно ответить, это еще не говорит о том, что у вас нет УТП. Возможно, вы его просто пока не осознаете и не понимаете. Если клиенты выбирают вас, остаются с вами, если вы растете быстрее своих конкурентов, значит, у вас есть УТП. Оно может касаться особенностей ведения вашего бизнеса, продукта, услуги и персонала.

S: 2. Если бы вы ехали в одном лифте с человеком, который принимает решение, и была бы возможность заключить контракт, сопоставимый по стоимости с вашим годовым планом, что бы вы этому человеку сказали?

Предположим, что у вас полминуты времени, т. е. вы будете ехать с седьмого по первый этаж. Это упражнение в маркетинге известно, как Elevator Speech. Прежде чем сформулировать, что сказать ЛПР, постарайтесь ответить на вопросы:

  1. А это действительно уникально, т. е. конкуренты не могут это повторить?
  2. Это действительно стоящий аргумент?

Помните: в лифте вам не удастся выиграть «по очкам». Конечно, в лифте маловероятно заключить сделку, но вы можете создать интригу и заинтересовать. Возможно, назначить встречу. Фактически сделать так, чтобы вас выбрали, а потом уже все будет делом техники.

S: 3. Как бы вы привлекли лучшие кадры в свою команду?

То есть вы на собеседовании поняли, что перед вами именно тот сотрудник, который нужен, но у него есть и другие предложения работы. Как вы убедите его выбрать именно вас?

W: 4. Если бы вам нужно было изменить что-то одно в своей компании, что бы вы поменяли?

Только дам совет: задайте этот же вопрос разным людям в вашей организации, партнерам, клиентам, поставщикам, дилерам и т. д.

W: 5. Если бы вы работали в конкурирующей компании и встретились с вашими бывшими коллегами на одном мероприятии, что бы сказали клиенту, чтобы выиграть у бывшей компании?

Зная все слабые места своей фирмы, подумайте, как бы вы ее «дискредитировали»? Такое упражнение – лучший способ составить список недочетов. Когда играете в эту игру с командой (имею в виду вообще экспресс-вариант SWOT-анализа), записывайте все. Потом помогите команде, скажите, как (уже в реальной жизни, с настоящими конкурентами) действовать, чтобы победить в тендере.

O: 6. При каких условиях, в первую очередь внешних, компания могла бы выполнить на 250 % годовой план продаж?

Не забудьте перечислить все, что помогло бы в этом.

T: 7. Если бы сам Бог создал страховое агентство и у вас была возможность застраховаться от любой неприятности, от чего бы вы застраховались?

Думаю, что данный вопрос в дополнительных пояснениях не нуждается.

Стратегические вопросы SWOT-анализа

Сильные и слабые стороны:

Деньги

  • Успешен ли бизнес с точки зрения движения денежных средств и прибыли?
  • Какова чувствительность компании к изменению уровня спроса?
  • Каков уровень постоянных и переменных издержек?
  • На каком уровне активности фирма не может достичь рентабельности, т. е. не может выполнить своих обязательств по издержкам и движению денежных средств?

Управление

  • Какова управленческая и организационная структура?
  • Отвечает ли она нуждам организации?
  • Каков общий уровень навыков, опыта, стимула и энергичности менеджеров?
  • Какова философия лидера или владельца: почему они в этом бизнесе?
  • Каковы стратегия и планы фирмы?

Команда

Оборудование

  • В каком состоянии оборудование, техника и т. д.?
  • Какова политика фирмы в отношении замены оборудования?
  • Активно ли применяется эта политика?
  • Успешно ли используется оборудование?
  • Какого качества выпускаемого продукта удается добиться?

Помещение

  • В каком состоянии помещение?
  • В какой степени оно подходит для настоящих или будущих нужд организации?

Товары на складе

  • Какой уровень товаров на складе? Какова политика содержания товара на складе?
  • В какой очередности реализуется товар?
  • На каких уровнях идет текущая работа?
  • Слишком ли велика часть замороженного капитала и WIP?
  • Есть ли на складе излишки или устаревшие товары?
  • Какое влияние компания оказывает на цены поставщиков?
  • С каким еще бизнесом имеет дело ваша организация?
  • Каков объем продаж и маржа прибыли?
  • Насколько гарантирован ваш круг покупателей?
  • В каких направлениях осуществляется обслуживание клиентов?

Маркетинг

  • Каков уровень проникновения на рынок?
  • Какие у компании преимущества перед конкурентами: чем она отличается от своих конкурентов?
  • Что представляют собой покупатели?
  • Кто основные конкуренты?
  • Каково состояние рынка?
  • Каков уровень доверия клиента?
  • Какое влияние оказывает клиент на цены?

 Финансы

  • Хорошо ли информированы менеджеры о финансовом положении на рынке?
  • Точна ли финансовая информация и относится ли она к делу?
  • Соответствующие ли используются финансовые и контролирующие системы?
  • Насколько хорошо подготовлены бизнес-план, бюджет и прогнозы?

Возможности и угрозы

Конкуренция

  • Насколько интенсивна конкуренция?
  • Вероятно ли появление на рынке новых конкурентов?
  • Твердо ли положение компании на рынке?

Технологические перемены

  • Как технологические перемены повлияют на продукцию и процессы?

Социальные перемены

  • Как повлияет изменение образа жизни на бизнес и производимую продукцию?
  • Как это повлияет на сотрудников, менеджеров, клиентов?

Политические перемены

  • Как повлияют изменение политики правительства или перемены на мировом уровне?

 Изменение налогового законодательства

  • В какой мере бизнес уязвим к новым налогам и изменениям в налоговом законодательстве?

 Экономические перемены

  • Как могут повлиять на бизнес инфляция, спад в экономике, повышение процентных ставок?

 Изменения в законодательстве

  • Как могут повлиять на бизнес изменения в законодательстве (внутреннем и/или европейском)?

Подводим итоги SWOT-анализа

Сильные и слабые стороны фирмы определяют, насколько хорошо, в сравнении с конкурентами, она может использовать благоприятные возможности.

Организация не использует благоприятные возможности, если не разработала способы их реализации.

Оцените, пожалуйста, насколько публикация полезна была!

Можно еще прочитать полезные посты на странице Instagram

Оцените, пожалуйста, насколько публикация полезна была!

Можно еще прочитать полезные посты на странице Instagram