Что такое бенчмаркинг

Что такое бенчмаркинг
    • Что такое бенчмаркинг простыми словами?
    • Как провести бенчмаркинг самостоятельно?
    • Какие есть примеры из мирового опыта?
    • Какие цели и задачи ставит данный маркетинговый инструмент?

Что такое бенчмаркинг?

Бенчмаркинг (англ. benchmarking) впервые внедрила консалтинговая фирма PIMS в 1972 году. Его суть заключается в том, чтобы детально изучить самое лучшее в работе конкурентов. После этого снимаются «сливки» и внедряются в своем бизнесе, чтобы улучшить его показатели.

Бенчмаркинг – это метод повышения эффективности бизнеса посредством изучения опыта других компаний, чтобы стать лучшим в своем сегменте.

Такую работу можно проводить и внутри одной организации между отделами. Для этого изучается опыт отделов, которые работают эффективнее. Их успешные кейсы и методы работы внедряются в отстающих отделах.

Бенчмаркинг возможен лишь тогда, когда сотрудники готовы критически мыслить и активно учиться друг у друга.

Чтобы проводить его, нужен системный подход – это процесс, который должен включать методы оценки и измерения.

Лучший способ создать или развивать бизнес – скопировать положительный опыт другого бизнеса.

Что дает бенчмаркинг?

1. Позволяет определить направление совершенствования, и дает толчок для него.

2. На ранней стадии помогает выявить промахи в конкурентной борьбе.

3. Дает возможность больше узнать о соперниках.

4. Постепенно подводит к прорыву в мышлении.

5. Помогает выявить наиболее эффективные методы работы.

6. Позволяет определить объективные стандарты достижений для основных областей вашего бизнеса.

7. Связывает тактику работы с корпоративным видением и стратегией.

8. Предоставляет возможность выявить недостатки внутри организации.

9. Инициирует основные пошаговые изменения по направлению к повышению эффективности бизнеса.

10. Помогает организациям скорректировать или пересмотреть корпоративные цели.

Какой результат хотите получить?

Прежде чем проводить бенчмаркинг, ответьте на следующие вопросы:

1. Почему вы хотите провести бенчмаркинг?

2. Бенчмаркинг каких процессов или функций вы собираетесь выполнить?

3. Каких результатов ожидаете?

4. Известны ли лучшие исполнители внутри или вне организации?

5. С организацией какого типа вы собираетесь проводить сравнительный анализ и почему?

6. Информацию какого типа вам необходимо получить?

7. Где рассчитываете ее раздобыть?

8. Кого вы собираетесь включить в команду, которая будет заниматься 6енчмаркингом, и почему?

9. Как планируете начать процесс и кто это сделает?

10. Как собираетесь обмениваться информацией?

11. Что собираетесь сделать с полученной информацией?

12. Как вы планируете осуществить изменения?

13. Кто будет отвечать за постоянный мониторинг изменений?

14. Как предполагаете оповещать о результатах ваших сотрудников?

Если ответили на эти вопросы – значит, готовы к проведению бенчмаркинга и смело приступайте к работе.

Как правильно проводить бенчмаркинг?

1. Определите компанию, отдел‚ процесс или функцию, в отношении которых вы собираетесь провести бенчмаркинг.

2. Определите лучший метод организации работ.

3. Начните собирать информацию «по сусекам».

4. Проанализируйте ее и определите недостатки в работе вашей организации.

5. Сформулируйте цели проекта и результат.

6. Сообщите о недостатках и целях проекта всем, кто будет над ним работать.

7. Начните проводить в жизнь изменения и информируйте сотрудников о результатах.

8. Разработайте план действий.

9. Назначьте руководителя проекта или координатора.

10. Реализуйте план действий и следите за результатами.

Типы сравнительного анализа

Бенчмаркинг – стратегическая деятельность. Это требует большого количества исследований и анализа. Чтобы сделать его эффективным, компания должна четко представлять себе тип стратегии. Он разделен на две категории, каждая из которых содержит определенные стратегии.

Внутренний сравнительный анализ

Внутренний бенчмаркинг проводится внутри организации или в группе связанных друг с другом компаний. Это внутреннее сравнение эффективности организации либо с предыдущими показателями, либо с показателями конкурентов, то есть компаний, принадлежащих к той же отрасли. Информация обычно собирается и распространяется внутри самой организации.

Ниже приведены различные стратегии, подпадающие под эту категорию.

SWOT-анализ. В этой стратегии сравнительного анализа сильные и слабые стороны, возможности и угрозы организации перечислены и проанализированы руководством.

Сравнительный анализ передовой практики. Руководство само изучает и определяет стратегии и методы других компаний, являющихся лидерами рынка, для планирования желаемого курса действий.

Показатели эффективности. Эта стратегия основана на статистических показателях, полученных в результате анализа предпочтений клиента и сравнения с конкурентами. Руководство может найти слабые места в управлении, работать над ошибками и исправлять их.

Финансовый бенчмаркинг. Руководство проводит сравнительное исследование финансового прогноза и фактических результатов или финансовых отчетов, чтобы выявить недостатки и предпринять корректирующие действия.

Функциональный бенчмаркинг – сравнение практики выполнения отдельных функций, например управления финансами, маркетингом, персоналом, с точки зрения повышения их эффективности. Компания сравнивает свои показатели и продукцию с аналогичными показателями смежных отраслей, чтобы инновационным образом улучшить свою функциональность.

Внешний сравнительный анализ

При внешнем сравнительном анализе компании сравнивают свои показатели с показателями конкурентов в отрасли или по всему миру. Обычно это делается с помощью данных, собранных через ассоциации или третье лицо.

Ниже дана информация о различных внешних стратегиях.

Конкурентный бенчмаркинг подразумевает поиск информации о соперниках с целью определения лучшей методики организации работы.

Совместный бенчмаркинг. Для повышения стандартов производительности компании, принадлежащие к определенной отрасли, сотрудничают с ассоциациями и союзами. Эти ассоциации предоставляют сравнительные данные по передовой практике и сравнительный анализ всех организаций, чтобы облегчить процесс улучшения отстающих фирм.

Бенчмаркинг бизнес-процессов – сравнение внутренних процессов в различных организациях, странах или подразделениях внутри одной организации. ТОП-менеджеры анализируют методы, задачи, способы производства, средства распространения и другие параметры аналогичных фирм. Кроме того, они изучают стандартные механизмы выполнения определенной функции, чтобы соответствующим образом изменить свои методы.

Бенчмаркинг продукта – сравнение продукции конкурентов, например, по функциональности, качеству, надежности или доступности. Эта стратегия фокусируется на глубоком анализе определенного продукта, чтобы узнать его характеристики, состав. Фирма использует ее для улучшения и модернизации своей продукции.

Корпоративный сравнительный анализ. Компания сравнивает различные отделы, такие как – финансы, производство, сбыт, маркетинг, управление персоналом, с отделами своих конкурентов. Задача – повысить эффективность каждого подразделения.

Стратегический бенчмаркинг предполагает выяснение методов измерения основных сильных и слабых сторон бизнеса, а также, их использование в процессе стратегического планирования. Эта стратегия обычно применяется, когда компания планирует реализовать новую политику или идею или изменить существующую. Команда сравнивает подход компании с подходами других успешных фирм в отрасли, прежде чем применять его на практике.

Глобальный сравнительный анализ. Он похож на стратегический сравнительный анализ, с той лишь разницей, что здесь компания сравнивает свои стратегии со стратегиями других своих подразделений или различных организаций по всему миру, чтобы предпринять корректирующие действия.

Процесс сравнительного анализа

Бенчмаркинг – это не немедленное решение проблемы, а пошаговое лечение проблемной зоны. Эти шаги подробно описаны ниже.

Планирование. На этапе планирования определяется необходимость сравнительного анализа и область, в которой это требуется. На этом этапе также определяются конкуренты и способы сбора соответствующих данных.

Анализ. Компания анализирует собранные данные, чтобы определить сильные стороны конкурентов, перечислить их слабые стороны и способы улучшения.

Интеграция. На этом этапе анализ доводится до высшего руководства. После его утверждения разрабатывается желаемый план действий с четко определенной стратегией.

Действие. Теперь у руководства есть работоспособный план. На этом этапе сотрудники выполняют план сравнительного анализа.

Зрелость. Это заключительный этап. Именно на нем можно наблюдать результат использования сравнительного анализа для улучшения бизнес-операций. Успешное применение сравнительного анализа приведет к достижению лидерства на рынке.

Инструменты бенчмаркинга

Ниже перечислены некоторые инструменты для проведения эффективного бенчмаркинга:

  • ежегодные корпоративные отчеты;
  • данные, опубликованные в СМИ;
  • доклады аналитиков или консультантов;
  • отчеты об исследовании рынка;
  • данные ассоциации производителей конкретной отрасли;
  • академические исследования;
  • конференции и семинары;
  • бенчмаркинговые клубы;
  • партнеры по бизнесу;
  • данные, опубликованные на веб-сайтах;
  • обзоры потребительского рынка;
  • мониторинг торговых сетей конкурентов;
  • опросы продавцов;
  • сравнение образцов продукции;
  • опросы дилеров и поставщиков;
  • бывшие или нынешние сотрудники конкурирующих фирм.

В этот список можно добавить другие источники информации. Для ее сбора можете применить конкурентную бизнес-разведку.

Жалоба как подарок

Что изменить и улучшить в бизнес-процессах, часто могут подсказать ваши клиенты. Для этого создайте условия, чтобы они смогли отправить свою жалобу. Если у вас нет канала приема жалоб, клиенты начнут жаловаться публично. Вам придется изучать просторы интернета, чтобы искать и реагировать на их жалобы. Например, банк хочет узнать, на что жалуются клиенты. Для этого нужно изучать отзывы на сайтах banki.ru и otzovik.com.

Что дает изучение жалоб и претензий покупателей? Например, сеть службы доставки еды столкнулась с проблемой задержки доставки из-за жалоб клиентов и неудовлетворенности услугой. С этой целью компания подготовила команду для проведения бенчмаркинга процессов. Команда наблюдала и исследовала стратегию одного из своих конкурентов, который штурмом захватил рынок.

Выяснилось, что конкурирующий бренд установил GPS-трекеры на велосипедах для доставки. Таким образом, можно легко отслеживать положение своего доставщика, контролировать его время и эффективность.

Компания последовала той же стратегии. В итоге смогла восстановить доверие клиентов к бренду, повысить уровень удовлетворенности своим обслуживанием.

Примеры из мирового опыта

В 1979 году компания Xerox сильно отставала в своем сегменте. Она начала изучать конкурентов, в первую очередь самого сильного соперника тех времен – Fujitsu. Выяснилось, что в одинаковых параметрах товара, у конкурента цены намного ниже. Тогда руководители компании Xerox задали себе такие вопросы:

  • Что мы делаем не так?
  • Что другие делают лучше нас?
  • Что мы можем взять у них и внедрить у нас?

Провели исследования, изучили опыт других, в итоге взяли у них самое лучшее и внедрили в компании. Скоро компания Xerox опередила всех конкурентов. Если сейчас нужно сделать копию на других устройствах, мы говорим «отксерить».

Toyota – их лозунг «Непрерывное совершенствование» до сих пор дает свои плоды. В 30-х годах компания начала свою деятельность как производитель ткацких станков. Внедряя технологии и методы работы американских и английских производителей, Toyota позже стала выпускать автомобили и скоро стала автомобильным гигантом. Чтобы противостоять таким монстрам, как Mercedes-Benz и BMW, она начала выпускать автомобили Lexus.

Основатель компании General Motors Вильям Дюран придумал учет по экономическим цепочкам. С помощью него можно отслеживать затраты от поставщика до потребителей. Эту методику скопировали такие торговые сети, как Marks & Spencer и Wal-Mart. В итоге именно такая модель учета привела их к успеху.

Образовательная система Финляндии считается одной из лучших в мире. Также страна является лидером по количеству граждан, которые проходят все стадии получения образования последовательно – от начальной школы до высшего учебного заведения. Дело в следующем: чтобы поднять экономику страны, финские специалисты изучили мировую систему образования и пришли к выводу, что именно советская система самая эффективная. Ее и внедрили в стране. Из Советского Союза даже приглашали учителей, чтобы те показали, как они обучают.

Советские военные изучали вражеские передовые технологии в области танкостроения и самолетостроения. В итоге создали легендарные танки «ИС-2», а также «Ла-5», «Як-9». Академику Королеву помогли запустить первую ракету разведчики, предоставив ему ценные материалы из зарубежных источников. В СССР первые легковые автомобили «Жигули» появились после внедрения передового опыта компании FIAT.

Что можно улучшить в бизнесе?

1. Менеджмент. Изучаются лучшие управленческие стили конкурентов, после внедряются в компании.

2. Продажи. Анализируются методы работы с клиентами: как отвечают на возражения клиентов; как пишут коммерческие предложения; что говорят на переговорах; фишки продаж; какую CRM используют; как автоматизировали процессы и т. д.

3. Бизнес-процессы. Чтобы оптимизировать и улучшить их, в компании внедряются эффективные инструменты конкурентов. Например, для улучшения логистики, производства, коммуникации между отделами.

 Мурат Тургунов.

Поделитесь с друзьями