Тимбилдинг: как создать команду

Тимбилдинг: как создать команду

Тимбилдинг: как создать команду

Тренинги по тимбилдингу или как создать команду

  • Как создать эффективную команду в коллективе?
  • Какие условия нужны для создания команды?
  • Поможет ли корпоративный тимбилдинг создать команду?
  • Как узнать, насколько эффективна ваша команда продавцов?

Когда-то я прочел очень интересную историю. В одной казахской семье было три сына – Мурад, Борис и Евгений. Когда у одного из сыновей спросили, почему у братьев такие разные имена, тот ответил, что отец назвал их именами друзей, вместе с которыми воевал. Убежден: если бы речь шла о людях, с которыми его отец отдыхал, он вряд ли назвал бы в их честь своих сыновей.

Трудности сплачивают людей, когда каждый показывает свое настоящее лицо, когда выясняется, кто именно оказался с вами в одной лодке. Почему так происходит? Людьми управляют эмоции. Чем труднее ситуация – тем больше эмоций. Поэтому люди чаще запоминают трудности и плохие новости.

Тимбилдинг: Создание эффективной команды

Эффективная команда не создается по приказу руководителя. Также нельзя создать ее, если часто повторять на совещаниях: «Мы же команда». Если в одной компании сотрудники работают вместе давно, это не означает, что они в команде. Коллектив и команда – это разные понятия. В коллективе можно создать команду, например, под разные проекты. Перед ней должны быть поставлены четкие цели. Каждый игрок должен хорошо понимать ее миссию. Все действия и правила должны быть согласованы участниками.

Команда и командная работа – в бизнесе разные результаты.
Мурат Тургунов, бизнес-эксперт

Именно командная работа определяет результат команды. У тимбилдинга свои законы и правила игры.

Прежде чем приступать к формированию команды, стоит понять, как можно заинтересовать сотрудников совместной работой. Каждый думает о своей выгоде – такова уж человеческая природа. Сотрудник готов работать в команде в основном по двум причинам: чтобы самореализоваться как профессионалу и заработать. Конечно, есть и психологические моменты. Например, людям важно чувствовать себя частью общества, быть в социуме – но это второстепенно. На первом месте, как правило, личный интерес.

Задача лидера – объединить людей, думающих в первую очередь о себе, в команду. Как было сказано в фильме «Иллюзия обмана»: «Настоящая магия — это взять четырех сильных одиночек и заставить их работать вместе».

Чтобы получить эффект тимбилдинга, нужно соблюсти несколько условий.

Во-первых, возраст участников: они должны быть примерно ровесниками, чтобы легче понимать друг друга. Идеальная разница в возрасте – три года, максимум пять лет. Молодежь и те, кому за сорок, мыслят по-разному: у них разные подходы к решениям, да и понимание цели тоже отличается. Вряд ли сотрудники поколений X, Y и Z найдут общий язык.

Во-вторых, между членами команды не должно быть конкуренции. Наоборот, они должны обладать взаимодополняющими навыками, вместе делая команду универсальной, способной выполнить любую задачу.

Команду нужно создать из сотрудников с разными навыками и должностями, тогда она станет универсальной. Каждый участник становится важным игроком. Конкуренция возможна только между командами, а не внутри одной, поскольку каждый будет выполнять свою функцию. Если один из участников ошибется, это станет общей ошибкой.

Если создать команду из хороших людей, вы получите хорошую команду. Если из профессионалов – профессиональную.

Корпоративный тимбилдинг для сотрудников

К выездным тренингам по тимбилдингу относятся:

  • веревочный тимбилдинг;
  • квесты в незнакомых местах;
  • яхтинг или сплав на плотах;
  • кулинарные или музыкальные конкурсы;
  • корпоративный футбол, волейбол;
  • корпоративный отдых или путешествие.

Самое интересное: на таких мероприятиях руководители, как правило, не присутствуют из-за опасения ударить лицом в грязь. То есть руководитель изначально не участвует в формировании своей команды! А ведь ей всегда нужен лидер.

Конечно, лидеры могут меняться в зависимости от поставленных задач, но команда с единственным признанным вожаком добивается результатов быстрее и эффективнее. И важно, чтобы руководитель находился внутри, а не вне ее. Он должен быть именно лидером, а не начальником.

Американский учитель истории Дэйв Берджес пишет в своей книге «Обучение как приключение: как сделать уроки интересными»: «Легко давать указания ученикам, оставаясь при этом в стороне, но чтобы по-настоящему вовлечь их в учебный процесс, учитель и сам должен погрузиться в него».

Корпоративный отдых загородом, тренинги по тимбилдингу на природе и пикники помогают провести время с пользой, забыть рабочую суету, городской шум и хроническую усталость, одолевающие всех сотрудников. Корпоративные вечеринки и совместный отдых помогают персоналу компании общаться друг с другом неформально, ближе, чем в рабочей обстановке.

Во время корпоративного отдыха руководители и сотрудники нередко открываются с новой, неожиданной стороны. Зато, как только команда приступает к реализации сложного проекта, начинаются интриги, конфликты, а отдельные сотрудники начинают сопротивляться и саботировать.

Упражнения на сплочение коллектива, тренинги командообразования или спортивные мероприятия вроде «бега в мешках» должны помочь сотрудникам общаться друг с другом гораздо теснее. Это, безусловно, весьма полезно, однако всегда есть опасность, что, раскрываясь в такой обстановке, человек становится уязвимым для всевозможных манипуляций. Из деловых партнеров коллеги превращаются в «псевдодрузей», а то и в собутыльников.

В бизнесе, где каждый ищет свою выгоду, не существует дружбы. Между коллегами редко складываются тесные личные отношения, а с клиентами их и вовсе не бывает. Как только один из таких «друзей» покидает компанию, заканчивается и дружеское общение, которое отныне будет ограничено разве что нечастым обменом лайками в социальных сетях.

Численность команды

Не бывает большой или маленькой команды. В малочисленных сотрудники эффективнее взаимодействуют друг с другом. Команда не более 11 человек, как в футболе, будет работать намного сплоченнее. При этом каждый выполняет свои обязанности, а промах одного оборачивается поражением каждого. Но такой промах – повод не наказать промахнувшегося, а, наоборот, поддержать и помочь исправить ошибку.

Важные условия – взаимопонимание, уважение и доверие между членами команды. Подобные позитивные отношения либо складываются естественно, либо не складываются вообще. Нельзя мотивировать сотрудников или приказать им уважать, поддерживать друг друга. Каждый раз, создавая новую команду, я лично сначала беру на работу одного человека. Потом вместе с ним подбираем третьего участника. Потом, уже втроем, следующего и так далее. В итоге каждый из них с самого начала ответственен за новых членов команды. Так и возникает доверие.

«Я» – последняя буква в алфавите. В команде вместо «я» говорят «мы». И каждый ее член несет коллективную ответственность за общий результат.

У Бразилии есть Неймар. У Аргентины есть Месси. У Португалии есть Роналду. А у Германии есть команда!
Стивен Джеррард, английский футболист

Организация и правила тимбилдинга

Все члены еще «на берегу», до запуска проекта, должны распределить зоны ответственности, установить, как будут приниматься или меняться решения. Обязательно нужно составить график выполнения каждой из стоящих задач. Все договоренности должны быть зафиксированы на бумаге, нельзя допускать их двоякого толкования. В противном случае разница в понимании между отдельными членами может привести к внутреннему конфликту.

Очень важно, чтобы на пути достижения главной цели были маленькие победы. Именно такие промежуточные победы вдохновляют команду на новые подвиги и вызывают гордость у ее членов.

Разрушить тимбилдинг легче всего. Для этого достаточно выбрать одного ее члена, сделать его «избранным», хвалить, поощрять или наказывать за индивидуальные результаты. Из-за одного любимчика команда распадется очень быстро. Для настоящей команды не пишутся должностные инструкции и не проводят оценку эффективности персонала. В бизнесе важен лишь командный результат. Если поощрять или наказывать – то команду. В противном случае это просто сборище одиночек, в котором каждый сам за себя.

Руководитель не должен пропускать мимо ушей слова сотрудников:

  • Я сделал свою работу, пусть другие тоже поработают.
  • Мы все делаем то, что сказал шеф.
  • Мое рабочее время закончилось в 18.00.
  • Опять совещание. Сколько можно совещаться?
  • Мы все стараемся, только маркетолог не хочет делать свою работу.
  • Попробуй что-нибудь сказать – сразу уволят. И так далее.

Если ваши сотрудники произносят подобные фразы, значит, вы создали не команду, а, то самое сборище, о котором говорилось выше.

Построение команды продавцов

Если вы решили создать команду, конечно, лучше обратиться к специалистам. Также у вас должны быть сильные лидерские качества, иначе придется столкнуться со многими неудачами на пути ее создания.

Если команда неправильно организована, это может привести к разобщенности сотрудников, а также потере авторитета руководителя. Итог – распад команды и увольнение отдельных сотрудников.

Я разрабатываю свои тренинги по продажам таким образом, чтобы преодолеть искусственно созданные препятствия можно было лишь в составе команды. После тренинга руководство компании утверждает, что получило командообразующий эффект. Таким образом, заказчик «одним выстрелом убивает двух зайцев»: менеджеры получают навыки продаж, а руководитель – сплоченную команду продавцов.

Как узнать, насколько эффективна ваша команда?

Эффективность можно проверить только через конкретные задачи. Поставьте перед командой менеджеров четкую цель, трудную задачу и бросайте их в огонь и в воду. Как правило, сильные выплывут, а слабые утонут. И наблюдайте за игроками: кто симулирует бурную деятельность, а кто реально работает, кто перекладывает свои обязанности на коллег и кто саботирует. Возможно, начнутся интриги и конфликты. Вот тогда можно делать выводы, какая у вас команда или есть ли она вообще.

 

Поделитесь с друзьями