Функции управления отделом продаж
Управление отделом b2b продаж включает несколько составляющих:
Первое — организация рабочего процесса. Важно, чтобы в команде были сильные и обученные менеджеры по продажам. Все бизнес-процессы, регламенты, инструкции и правила работы должны быть прописаны.
Второе — планирование продаж. Изначально составляется прогноз продаж на месяц, квартал, шесть месяцев и год. Руководство должно знать, откуда и сколько денег ждать на определенный период. Если между прогнозом и планом сильное расхождение, немедля нужно выявить причины.
Третье — отчетность. Чтобы быть уверенным, что специалисты по продажам представляют правильные отчеты, надо контролировать бизнес-процессы. Если что-то идет не так, необходимо анализировать, выявлять причины проблем. Эта функция возлагается на руководителя отдела продаж.
Управление продажами: Процесс
Руководитель отдела продаж (РОП) — это сначала статус, потом функция. А функцию менеджмента может выполнить:
- начальник отдела;
- руководитель отдела продаж;
- директор по продажам;
- генеральный директор;
- собственник бизнеса.
Самое важное — в организации за продажи должен отвечать только один человек.
Инструменты управления:
- Подбор и адаптация новичков
- Материальная и нематериальная мотивация подчиненных
- Систематическое обучение: тренинги продаж, наставничество
- Контроль работы менеджеров по продажам
- Прогнозирование объема продаж
- Работа с ключевыми клиентами
- Выполнение плана продаж компании
Управление сотрудниками отдела продаж
Управление продажами в организации требует серьезных ресурсов. Сотрудники нуждаются в мотивации и развитии. К ним нужно проявлять деликатность и уважение. Причем к тем, кто уходит, надо относиться чуть ли не лучше, чем к тем, кто остается в твоей команде.
Для эффективного управления системой продаж в компании нужно разработать индивидуальную систему мотивации персонала. Полезно разговаривать с людьми, чтобы понимать, с чем, связано снижение объема сбыта. Иногда причина кроется в семейных неурядицах конкретного человека или во внутренних проблемах организации.
Иногда руководство делает избранным одного из подчиненных, и коллеги начинают к нему хуже относиться. Это человеческий фактор, особенно заметный в маленьких фирмах.
Ко всем следует относиться одинаково хорошо. В противном случае личностные перекосы обязательно отразятся на настроениях и работоспособности кадров.
В более крупных фирмах такая проблема встречается реже: владелец общается с ТОП-менеджерами, обеспечивающими его взаимосвязь с коллективом.
Создание команды продавцов
Бизнес предполагает наличие двух факторов: персонала и клиентов. Если у владельца бизнеса их нет, он окажется один в пустом офисе.
Странно, что в продавцы берут всех, без обучения и необходимых навыков. Чтобы работать врачом в обычной поликлинике нужен диплом. Так почему в продавцы принимают всех без разбора? А потом удивляются: мол, у нас нет хороших продавцов.
На рынке труда звездных сейлзов быстро разбирают. Они не ищут работу долго. Поэтому часто приходится работать с «середнячками» и воспитывать их «под себя».
Собственники должны понимать, что поиск подходящих работников, их адаптация и обучение обходятся в разы дороже.
Управление продажами: Персонал
Управленцы должны обеспечивать взаимодействие между сотрудниками и клиентами грамотно, чтобы клиенты приходили в вашу компанию, а кадры — не покидали ее.
Однажды в одном консалтинговом проекте владелец бизнеса сказал мне, что хочет уволить сотрудницу. Она не справлялась с обязанностями. Я немного знал этого менеджера. Она показала себя с лучшей стороны на тренингах. Я попросил владельца дать ей еще месяц, пообещав провести работу с менеджером.
Самой большой проблемой у сотрудницы был страх. Она просто боялась разговаривать с клиентами. Молодой менеджер не обладала элементарными навыками делового общения. Девушка не умела правильно здороваться, прощаться. Это важно в деловых отношениях. Переговорные навыки сильно хромали. Она не знала, что отвечать, когда у нее просили скидку. К тому же ей не хватало позитивного настроя.
У нее были сильные стороны. Мощная мотивация: девушка жила с больной матерью и очень нуждалась в деньгах. У нее были хорошие коммуникативные навыки и приятный голос, а это очень важно при телефонных продажах. Несколько дней я сидел с ней рядом и исправлял ошибки. Мы изменили тактику работы с клиентами.
Скоро мой проект в компании был завершен. Я сработал как врач: убрал проблему — человек поверил в себя и начал расти. Я сделал одну вещь, о которой она не догадывалась: попросил начальника войти в ее положение и быть с ней чуть поласковее.
Через полгода, общаясь с руководителем отдела продаж, я узнал, что в той компании моя ученица стала лучшим менеджером.
Интересно, что, когда руководитель стал с ней деликатнее, отношение коллег к девушке тоже улучшилось. Произошло волшебство: она поверила, что у нее в продажах всё получится, — и дела действительно пошли в гору.
Помешать такому замечательному перевоплощению может только начальник-самодур, если будет снижать мотивацию подчиненных своим плохим отношением к ним. Есть такая поговорка: если повезло с руководителем, повезло и с работниками. Обычно люди уходят не из компании, а от плохого босса, который не умеет управлять.
Намного реже случается, когда организацию покидают, жалея, что прощаются с прекрасным руководителем. Если в коллективе хорошая атмосфера, люди ходят на работу с удовольствием, а это очень ценно.
Каждый руководитель должен помнить: если сотрудник стал плохо работать и показатели снизились, в этом виноват только его непосредственный начальник. Причины: не обучили, не мотивировали и часто не хватает простого человеческого отношения. Сильный лидер становится наставником для членов своей команды.
Самая частая ошибка ТОП-менеджеров — увольнение звездного продавца на эмоциях.
Управление сотрудниками отдела продаж
Многие ТОП-менеджеры, увольняя работников, демонстрируют плохое отношение к ним, что в корне неверно. Чтобы поддержать своего босса, вчерашние улыбчивые коллеги начинают «психологический террор» против этого сотрудника. Название такого явления в бизнесе – «моббинг».
Непосредственный руководитель сам нанимает сотрудников в свою команду, адаптирует, обучает и мотивирует, так что и прощаться надо по-человечески. Руководитель может дать бывшему подчиненному рекомендацию в стороннюю фирму, помочь найти другую работу и место в жизни.
В современном бизнесе компании, которые дорожат своей репутацией работодателя, активно применяют метод «аутплейсмент» (англ. outplacement, от out — вне и placement — определение на должность).
Это такой прогрессивный, человечный метод лояльного увольнения работников. Окажите помощь в составлении продающего резюме, даны советы по поиску новой работы. Проведите мини-тренинг с экспертом по прохождению собеседования с предоставлением обратной связи.
Суть метода – работодатели не «вышвыривают ненужных людей на улицу». Они заботятся о будущем бывших сотрудников. Самое важное, такую заботу видят остальные работники. Они будут уважать вас и вашу компанию. Это элементы нематериальной мотивации.
Не исключено, что бывший сотрудник посоветует своим талантливым коллегам поработать в вашем коллективе или порекомендует ваш продукт. В будущем он может стать клиентом вашего бизнеса.
Если работник собирается уволиться, поговорите с ним спокойно и без эмоций. Дайте время подумать, исправить ошибки: неделю, месяц — как вы договоритесь на берегу. Не оставляйте человека без заработка: пусть ездит на собеседования, ищет другие варианты трудоустройства и знает, что компания позаботилась о нем.