Руководитель отдела продаж

Руководитель отдела продаж – что входит в должностные обязанности? Функции, задачи и компетенции руководителя отдела продаж.
автор статьи бизнес эксперт
Мурат Тургунов
бизнес-эксперт
руководитель отдела продаж

Кто такой руководитель отдела продаж

Руководитель отдела продаж – это специалист, который отвечает за управление продажами, организацию и контроль работы отдела.

Основные функции начальника отдела продаж – это:

  • Разрабатывает и реализует стратегию сбыта
  • Подбирает, адаптирует, обучает и мотивирует персонал
  • Анализирует воронку продаж, помогает увеличить конверсию
  • Контролирует активность продавцов через CRM-систему
  • Отвечает за выполнение плана продаж
  • Составляет прогноз продаж
  • Анализирует рынок, сегмент и конкурентов

Задача – увеличение объема продаж и повышение удовлетворённости клиентов.

Руководитель отдела продаж – это больше статус, чем просто должность. Поэтому, в качестве РОП может выступить коммерческий директор, директор, топ-менеджер или сам владелец компании.

Обязанности руководителя отдела продаж

Топ-менеджер в качестве руководителя отдела продаж выполняет следующие обязанности:

  1. Планирование. Есть два варианта планирования – потенциал компании, спрос рынка и хотелки собственников. РОП должен учесть эти факторы.
  2. Стратегия. Исходя из возможностей и спроса рынка, разрабатывает стратегию сбыта. Стратегия – это кому, что и как будете продавать.
  3. Персонал. Исходя из стратегии и плана, подбирает персонал для команды и адаптирует к процессам.
  4. Мотивация. Составляет справедливую систему мотивации и KPI для продавцов. Каждый должен зарабатывать столько, сколько заслуживает.
  5. Обучение. РОП как опытный продавец обязан передавать свои навыки и знания в формате наставничества. Еще организовать тренинги по продажам для сотрудников с помощью внешних тренеров. И регулярно развивать ключевые навыки работы с клиентами членов команды.
  6. Организация работы отдела. Распределяет заявок, обязанностей и задач. Оптимизирует процесс работы отдела.
  7. Контроль. Регулярный мониторинг активности менеджеров примерно раз в два часа через CRM и воронку.
  8. Анализ. Анализирует результатов сбыта, выявляет проблемные места и находит решения их устранения.
  9. Прогнозирование. РОП должен прогнозировать, откуда придут деньги в течение месяца, квартала, полугода и года.
  10. Взаимодействие. Обеспечивает координацию с другими подразделениями для обеспечения эффективного взаимодействия – бухгалтерия, маркетинг, производство и пр.
  11. Клиенты. Развивает отношений с клиентами – поддерживает развитие отношений с партнерами, повышает удовлетворение потребностей и ожиданий покупателей.
  12. Посол. РОП играет роль посла между высшим менеджментом и продавцами. Без комментариев.

Молодым руководителям отделов продаж настоятельно рекомендую включать в свое резюме как можно больше пунктов из этого списка, когда откликаетесь на вакансии. Это значительно повысит шансы на быструю и успешную карьеру. 

Должен ли руководитель заниматься продажами?

Существуют два типа РОПа: управленцы и продавцы.

Управленец нацелен на то, чтобы эффективно управлять командой и извлекать максимум из работы менеджеров.

Руководитель-продавец с удовольствием участвует в процессе продаж, лично ведет переговоры с ключевыми клиентами.

Бизнес, построенный на продажах, которые осуществляются на уровне высшего руководства, считается самым надежным и долгосрочным. Это так называемые преговоры на уровне ТОПов.

Некоторые начальники опасаются, что личное общение с клиентами может подорвать их авторитет. Они считают это занятие недостойным себя.

Однако есть и те, кто постоянно занят и не имеет времени на то, чтобы уделять внимание таким «мелочам», как продажи. Это серьезная ошибка, которая может дорого обойтись как руководителю, так и его компании. Ведь именно продажи являются основой и смыслом любого бизнеса, именно они приносят фирме прибыль.

Трудно представить полководца, который выигрывает сражения и войны, сидя в подземном бункере и ни разу не выходя на передовую. Между войной и бизнесом есть много общего, и босс, который избегает общения с покупателями, напоминает такого полководца. Вряд ли он добьется успеха.

Более мягкая форма этого явления — руководители, которые начинают уделять внимание реализации продукции только в сложных ситуациях, когда их компания переживает трудные времена. Если бы они уделили этому вопросу больше внимания в «мирное время», такие времена могли бы и не наступить.

Во время кризиса, когда ценность каждого покупателя многократно возрастает, компания во главе с руководителем, имеющим реальный опыт личных продаж, имеет гораздо больше шансов выстоять.

Компетенция руководителя отдела продаж

Чтобы улучшить ключевые навыки и повысить эффективность руководителя
отдела продаж, я предлагаю рассмотреть следующие шаги:

  1. Профессиональное обучение. РОП должен регулярно посещать курсы, тренинги и семинары, посвященные управлению продажами, коммуникации, мотивации подчиненных и другим темам эффективного руководства. Это поможет расширить кругозор и получить новые знания и навыки, которые позволят стать более квалифицированным лидером.
  2. Постановка целей, мотивация. Если квалификации не хватает, попросите помощи со стороны определить стратегические и конкретные цели для отдела. Разработайте мотивационную систему для сотрудников, чтобы стимулировать их работу и повысить результаты.
  3. Анализ, оптимизация процессов. Регулярно проводите анализ текущих процессов в отделе продаж, выявляйте проблемные участки и разработайте стратегию их оптимизации. Это поможет улучшить качество работы и повысить эффективность.
  4. Развитие навыков коммуникации. Постоянно учитесь эффективному общению с сотрудниками, клиентами и партнерами. Это позволит грамотно разрешать конфликты и строить деловые отношения, что в свою очередь положительно скажется на работе всего отдела.
  5. Развитие лидерских качеств. Развивайте навыки лидерства, такие как умение вдохновлять, мотивация сотрудников, управление изменениями и принятие решений. Это позволит ему стать более убедительным и эффективным лидером.
  6. Обратная связь. Попросите вышестоящее руководство дать отзывы и обратную связь по работе. Это поможет вам лучше понять свои сильные и слабые стороны и разработать план личностного развития.
  7. Система поощрений. Обсудите с собственником или непосредственным начальником систему поощрений и вознаграждений для себя и команды. Это будет стимулировать всех к новым достижениям и дальнейшему развитию.

Следуя этим рекомендациям, можете стать более компетентным и эффективным руководителем отделом продаж.

Вопросы руководителям отдела продаж

Напоследок, попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Что знаете об управлении отделом продаж?
  • С каким процентом ключевых клиентов вы знакомы?
  • С кем из них вам доводилось лично встречаться?
  • Есть ли у вас личный план, по которому такие встречи должны проходить?
  • Интересуетесь проблемами клиентов при работе с вашей компанией?
  • Участвуете ли вы лично в разборе жалоб, поступающих от ключевых клиентов?
  • Сколько времени вы ежедневно уделяете работе коммерческого отдела?

Возможно, у вас есть правильные ответы на эти вопросы. Осталось лишь, чтобы постоянно руководствовались ими в своей деятельности на посту руководителя отдела продаж. И практический результат превзойдет все ваши ожидания.

Оцените, насколько была полезна публикация и поделитесь с друзьями.

Оцените, насколько была полезна публикация и поделитесь с друзьями.

Телеграм канал

Авторский телеграм-канал Мурата Тургунова о продажах, менеджменте и жизни на позитиве.

Подписывайтесь, будет много полезного контента!

Telegram-канал
книги по продажам менеджменту